МОУ "СОШ № 57"
Ленинский район город Саратов
  • Функциональная грамотность

    Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (Леонтьев А.А.)

    Функциональная грамотность обучающегося – это способность использовать знания, умения, способы и методы в действии при решении широкого круга жизненных ситуаций и обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих  на те, где эти знания, умения, способы приобретались.
    В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая  грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

    Виды функциональной грамотности.
    Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

    Естественнонаучная грамотность. ​Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.

    Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

    Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

    Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

    Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем​.

    Зачем формировать функциональную грамотность в школе
    В школе проводятся мероприятия по развитию функциональной грамотности, чтобы выполнить государственные задачи и требования ФГОС НОО, ООО и СОО.
    Приоритетной целью государственной образовательной политики стало вхождение России в десятку лидеров стран по качеству общего образования. Для этого необходимо, чтобы российские школьники показывали высокие результаты в международных исследованиях по оценке качества образования. В таких исследованиях большую ценность имеет сформированность функциональной грамотности учеников.
    Примером международной оценки функциональной грамотности учащихся 15-летнего возраста является PISA – международная программа по оценке образовательных достижений (Programme for International Student Assessment). Оценку проводит Организация экономического сотрудничества и развития (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development). Главный вопрос, на который отвечает исследование: обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, которые необходимы для полноценного функционирования в современном обществе – для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
    Новые ФГОС НОО и ООО предусматривают, что школа создаёт условия, которые позволят сформировать функциональную грамотность учащихся – способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных и метапредметных (универсальных) способов деятельности. Это создаст основу дальнейшего успешного образования и ориентации подростка в мире профессий (п. 34.2 ФГОС НОО, п. 35.2 ФГОС ООО).
    ФГОС СОО включает функциональную грамотность для решения практических задач в предметные результаты по химии, физике и биологии (п. 9.6 ФГОС СОО).
    Для школьников функциональная грамотность полезна тем, что позволяет использовать школьные знания в повседневной жизни. Для этого задания на уроке надо «оформлять» в жизненные ситуации. Поскольку нет отдельного предмета «функциональная грамотность», любой предмет, курс, модуль – это ресурс для развития навыков и умений учащегося, которые пригодятся ему в дальнейшей взрослой жизни.

    Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности учеников 5–9-х классов с использованием открытого банка заданий
    Читательская грамота 5-9 класс
    Естественно-научная грамотность 5-9 класс
    Финансовая грамотность 5-9 класс
    Глобальные компетенции 5-9 класс
    Креативное мышление 5-9 класс
    Математическая грамотность 5-9 класс

    Письмо Минпросвещения России от 14.09.2021 № 03-1510

    Демонстрационные материалы - Институт стратегии развития образования

    Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности

    Инструктивные материалы по работе на платформе РЭШ

    Федеральные документы

    Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"

    Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. №-219 "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО"

    Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"

    ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ от 25 октября 2019 года "О рекомендациях парламентских слушаний Поручение Правительства Российской Федерации от 12 августа 2019 г. № ТГ-П8-6838»

    ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ от 12 сентября 2019 года "О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»

    Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 г. № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»

    Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021-№04-238 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной-грамотности"

    Приказ Министерства просвещения РФ от 14.09.2021 г. № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

    Региональные документы

    ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 16 июля 2021 года №1195 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования»

    Приказ об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области на 2023/2024 учебный год

    Приказ председателя комитета по образованию от 18.10.2023 №719 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций муниципального образования «Город Саратов» на 2023/2024 учебный год»

    Документы ОО

    План мероприятий по развитию функциональной грамотности на 2023-2024 учебный год

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie